Методические материалы
Информация по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при получении подарков лицами, замещающими муниципальные должности и муниципальными служащими
В связи с поступающими вопросами представляем Вам информацию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при получении подарков лицами, замещающими муниципальные должности и муниципальными служащими.
Законами о муниципальной службе и о противодействии коррупции лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим, запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей подарки, денежное и иное вознаграждение, оплату развлечений и отдыха от физических и юридических лиц.
Однако статья 575 Гражданского кодекса допускает получение служащими «обычных подарков», стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Таким образом, лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные служащие имеют право на получение подарка, но с определенными условиями и ограничениями. При получении данными лицами подарка имеет значение его стоимость, повод для его получения, и кто является дарителем.
Кроме того, муниципальные служащие могут принимать подарки только при соблюдении следующих условий:
- вручение происходит официально и открыто;
- вручение подарка происходит безвозмездно*;
- награждение или поощрение надлежащим образом обосновано;
- вышестоящее руководство поставлено в известность о факте вручения
подарка.
- получение подарка обязательно должно быть безвозмездным, ничем не обусловленным.
При вручении подарка даритель не должен ожидать от одаряемого каких-либо встречных действий или бездействий в пользу дарителя. Если даритель ожидает от лица, замещающего муниципальную должность, муниципального служащего каких-либо встречных действий (бездействий), решений, в связи с использованием должностных полномочий, в его пользу, то это расценивается, как получение взятки.
При этом муниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям. Обычное гостеприимство и личные подарки в допускаемых федеральными законами формах и размерах также не должны создавать конфликт интересов.
Даже получение служащим незначительного подарка в виде коробки конфет, цветов и т.п., в знак благодарности или признательности за быстрое, внимательное и справедливое рассмотрение и разрешение вопроса, не допустимо. «Внимательное отношение» и «справедливое решение» являются должностными обязанностями муниципального служащего, а не дополнительным источником дохода.
В соответствии с положениями ст.575 Гражданского кодекса РФ, п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «О муниципальной службе», ст.10 Федерального закона «О противодействии коррупции» допускается получение подарка лицами, замещающими муниципальные должности и муниципальными служащими:
В традиционно принятых случаях (день рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год и другие официальные праздники), любой стоимости:
- только от коллег по службе, родственников и знакомых из близкого окружения;
- руководителю от подчиненных в виде коллективного подарка.
В качестве поощрения за достижения в какой-либо области (в трудовой деятельности, при проведении конкурсов, спортивных мероприятий и иных официальных мероприятий):
- от своей организации любой стоимостью;
- от иной организации только стоимостью до 3 тысяч рублей, свыше этой суммы подарок подлежит сдаче по акту в орган местного самоуправления, в котором служащий замещает должность муниципальной службы.
В командировках, при проведении протокольных и других официальных мероприятий:
- только стоимостью до 3 тысяч рублей, свыше этой суммы подарок подлежит сдаче по акту в орган местного самоуправления, в котором служащий замещает должность муниципальной службы.
Не допускается получение подарка лицами, замещающими муниципальные должности и муниципальными служащими:
По любому поводу, в том числе в традиционно принятых случаях (день рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год и другие официальные праздники), любой стоимости:
- в связи с исполнением должностных обязанностей или в связи с должностным положением;
- от юридических лиц* (если это не связано с протокольными мероприятиями, служебной командировкой или иным официальным мероприятием);
- от иных физических лиц* (не от коллег по службе органа местного самоуправления, в котором служащий замещает должность муниципальной службы, и не от родственников и знакомых из близкого окружения);
- руководителю от подчиненного* (кроме коллективного подарка).*
Получение подарка лицом, замещающим муниципальную должность и муниципальным служащим от других физических лиц и иных организаций, особенно в отношении которой они осуществляют функции муниципального (административного) управления, может привести к конфликту интересов, так как ставит лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, в зависимое положение перед дарителем, и может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Кроме того, получение подарков от иных физических и юридических лиц может быть расценено как получение взятки, а также могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности муниципального служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации органа местного самоуправления, в котором работает одаряемый, и репутации муниципальной службе в целом.
Руководителю запрещается получать подарки от подчиненного, так как это так же может привести к конфликту интересов. Решающим мотивом у служащего при дарении подарка может являться – должностное положение руководителя, который принимает в отношении подчиненного определенные решения (например, связанных с повышением по службе, повышением денежной премии, награждением, непринятием мер ответственности за допущенные нарушения и т.п.).
Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы.
Так, например, в 2012 году муниципальный служащий одного из муниципальных районов края получил подарок в виде денежной суммы в размере 4 тыс. рублей одновременно с награждением его Почетной грамотой краевого Законодательного Собрания в связи с исполнением им должностных обязанностей. По представлению районного прокурора данный муниципальный служащий был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ст.14 Федерального закона «О муниципальной службе», так как данный подарок в виде денег свыше 3 тысяч рублей, полученный им в связи с официальным мероприятием, не был передан по акту в орган местного самоуправления.
После сдачи подарка в орган, в котором муниципальный служащий замещает должность, комиссия по определению стоимости подарков, созданная в органе местного самоуправления в этих целях, устанавливает его стоимость, на основании документов, подтверждающих его стоимость, а в случае их отсутствия – исходя из рыночной стоимости аналогичного предмета. Если установлено, что его стоимость не превышает 3 тыс. рублей, то он возвращается одаряемому, если его стоимость превышает 3 тыс. рублей, то оно обращается в собственность органа, в котором одаряемый проходит службу. При этом служащий, сдавший подарок, имеет преимущественное право выкупить этот подарок.
В этой связи в органе местного самоуправления должны быть созданы комиссии по определению стоимости подарков, которые будут их оценивать исходя из рыночной стоимости аналогичных предметов.
В настоящее время проходит согласование нормативный правовой акт, подготовленный Правительством Российской Федерации, обязывающий служащих сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. В указанном акте будут определены: срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка; порядок передачи подарка; порядок его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет; а также порядок выкупа подарка.
После принятия вышеуказанного нормативного правого акта Правительством Российской Федерации информация об этом будет доведена до Вашего сведения.
Рекомендуем главам муниципальных районов края двести данную информацию до глав городских и сельских поселений, входящих в состав района, а также провести по обозначенной теме обучающие занятия с муниципальными служащими.
Информация подготовлена Главным управлением
территориального развития Губернатора
и Правительства Хабаровского края